Адаптация ребёнка в детском саду

                                    (советы родителям)

        Адаптация ребёнка в детском саду - сложный процесс, разобраться в котором помогут наши советы.

        Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома.

        В последние годы получило распространение странное мнение, что лучше отдавать ребенка в детский сад до трех лет - якобы он легче адаптируется в новой среде, меньше возникает проблем с приучением к детскому саду. Действительно, как правило, ясельные дети - это очень удобно. Воспитателя называют мамой, любят детский сад, идут туда с удовольствием, легко остаются даже на пятидневку. Но нужно твердо помнить, что у таких детей нарушается развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому. Теряется ощущение семьи как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может сослужить плохую службу во взрослой жизни.

      Поэтому сразу стоит отметить: если у вас есть возможность посидеть с ребенком до 3-4 лет, не отказывайтесь от нее. Здесь же хочется отметить, что рождение второго ребенка - это не повод отвести старшего в детский сад. Старший уже с двухлетнего возраста будет вам не обузой, а помощником: принести-унести одеяльце, пеленку, погреметь погремушкой. Налаженный с детства контакт между детьми - это хороший фундамент для их будущих взаимоотношений.

      Если малыш скоро должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию.

        1. Перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.

        2. Обратите внимание на режим дня ребенка. Он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.

        3. Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по-большому в одно и то же время (не с 11 до 13 часов - время прогулки в саду). По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже "очень хочется", а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.

        4. Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните "кусочничество" между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если ваш строгий тон и настоятельные просьбы съесть все побыстрее и до конца вызывают у малыша приступ тошноты - это серьезный повод задуматься о возможности посещения ребенком детского сада. В любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.

        5. Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад - особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду - самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море), при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру. Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое - это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.

        6. Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся "традицию" расставания. "Почетной обязанностью" малыша может стать помощь маме при сборах на работу ("А ну-ка неси мою "рабочую" сумку" или "Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?"), а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна. Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Лучше всего в этой ситуации обратиться к психологу. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми - все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама. На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

        7. Последите, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Хорошо, если у вас летом на даче образуется большая детская компания. Договоритесь с мамами и следите за детьми по очереди. Но с условием, что в течение оговоренного времени дети не могут покидать вашу самодеятельную группу и должны решать все возникающие вопросы только друг с другом и с "дежурной" мамой.

        8. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.

 

 

 

              СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                                  (Памятка родителю от ребенка)

Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить свое место.

Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

Не давай обещаний, которые вы не можете выполнить. Это ослабит мою веру в вас.

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю "я ненавижу вас". Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыгрываюсь на вас за это, став "плаксой" и "нытиком".

Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом немного позднее.

Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо, а что такое плохо.

Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня, если вы будете делать это, то я вынужден буду защищаться, притворяясь глухим.

Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и ободрения.

Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же...

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи испуган, я быстро превращаюсь в лжеца.

Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смеритесь с этим.

Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.

Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще, перестану задавать вам вопросы, и буду искать информацию на стороне.

Когда начинать учить ребёнка читать и писать?

                          (советы родителям)

        Перед многими родителями дошколят стоит вопрос, когда нужно учить ребёнка читать и писать и нужно ли вообще это делать в дошкольный период. Раннее чтение совсем необязательно для маленького ребёнка 2-3 лет. Ведь главное в этом возрасте физическое, психическое, эмоциональное здоровье. У ребёнка первых трёх лет жизни преобладает сенсомоторный интеллект. Главным стимулом развития малыша является практическая деятельность с игрушками, доступными атрибутами для игры. К обучению грамоте необходимо относиться с большой ответственностью. Ведь оно связано с освоением знаковой культуры общества. И такие знания должны преподноситься детям любого возраста методически правильно.

      Так, когда же можно начинать? Легче всего это будет детям шестого года жизни.

Малыши 5-6 лет постепенно накопили разнообразные знания, умения и навыки. Наступает время для обучения чтению. Умение читать и писать опирается на достижения многих видов деятельности и отражает уровень общего развития детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к чтению и письму, возникает потребность выразить себя в этом.

        При чтении происходит узнавание букв по их облику; умение строить и ориентироваться - в процессе конструирования, изобразительной деятельности, моделирования, двигательной активности.

        Для полноценного чтения и письма необходимы чувство ритма и правильное дыхание. Они воспитываются на музыкальных занятиях. Дети учатся выполнять различные действия в едином темпе, одновременно начинают и заканчивают песню, танец. Занятия пением позволяют ребёнку правильно брать дыхание и распределять его в музыкальной фразе. Важное значение для освоения грамоты имеет умение вслушиваться в поток звуков.

        Занимаясь декоративно прикладным искусством, дети учатся «читать» узор. В рисовании и лепке они передают характерные формы предметов, что способствует воспроизведению формы букв. Получается, что такие виды деятельности, занятия физкультурой играют особую роль в овладении письмом.

        При письме необходимо разместить слово в узком пространстве строки. А это для детей бывает трудно. Поэтому можно проводить две ограничительные линии карандашом (в тетради в клетку), чтобы облегчить ребёнку написание букв, слогов, а в дальнейшем, может быть и слова. На первых порах работы в тетради целесообразно печатать образец буквы простым карандашом, чтобы ребёнок его обводил ручкой. Использовать задания: обведи по точкам, соедини точки так, чтобы получилась буква, дорисуй букву и т.д.

        На начальном этапе обучения правильно будет знакомить ребёнка со звуком и буквой одновременно, учить различать эти понятия. Звуки нужно брать те, которые малыш произносит правильно.

        У согласных дети 6 года жизни могут определить звонкость-глухость, а на 7 году жизни – твёрдость-мягкость. Уже в самом начале обучения они способны проводить звуковой анализ слогов и слов, составлять их схемы. Ребята читают и пишут закрытые слоги (например, ам), затем открытые слоги (например, ма) и слова из 3-4 букв, а следом – из 5 и более букв.

        Дети определяют место звука в слове, делают слоговой анализ слов, придумывают слова на определённый звук или слог.

        Необходимо обратить внимание на то, что при обучении детей чтению дома буквы надо называть так как мы произносим звуки (отрывисто). Например, МММ! ССС! На начальном этапе обучения правильное чтение – это чтение слогами (МММА!).

        Таким образом, раннее чтение совсем необязательно для ребёнка первых трёх лет жизни. Если малыш отказывается этим заниматься, значит ему ещё рано. Лучше подарите ему радость общения и радость детства!  Желаем Вам успехов!